Промышленников ждут тяжелые времена
Июльские показатели промышленного производства не оправдали надежд экономистов. Эксперты Института Гайдара установили, что индекс промышленного оптимизма является отрицательным в течение последних шести месяцев, сейчас он составляет -2,7%. Промышленники не ждут положительных изменений в экономике и начинают активизировать собственные антикризисные программы.
В исследовании Института приводится данные отчетов Росстата, в которых демонстрируется ускорение спада промышленного производства – 2,1% в феврале, и 0,8% в январе – к аналогичным месяцам прошлого года. Больше всего упала микробиологическая промышленность, спад составил 4%.
Инвестиции не растут, темпы розничного товарооборота снижаются, объемы грузооборота на транспорте падают – написано в исследовании Института Гайдара. И на рост инвестиций сейчас надеяться не стоит. Данные по мартовским инвестиционным планам промышленности свидетельствуют о том, что в лучшем случае они перестанут снижаться.
Эксперты Института говорят, что более всего на снижение индекса влияют оценки запасов готовой продукции, которые ухудшаются с осени прошлого года.
Удовлетворенность спросом слегка поднялась в феврале, но в марте вновь упала. Индекс прогнозов демонстрирует отрицательную динамику в течение последних нескольких месяцев.
Первые данные марта так же позитива не содержат. Негатива добавляет скромность в изменениях цен и отказ предприятий повышать их в ближайшем будущем, говорит заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Сергей Цухло.
Эксперт говорит, что таким образом предприятия намереваются удержать спрос на их продукцию в последующие весенние месяцы. Скорее всего, они начали привыкать к работе в новой экономической реальности, и стали активизировать свои антикризисные программы. В ряду таких действий, ценовая политика находится на первом месте.
Декан факультета экономики ВШЭ Олег Замулин считает сложившуюся ситуацию закономерной. Сейчас ключевая роль отводится не внешним причинам, а внутренним факторам.
Восстановительный рост экономики завершился в 2020 году, и может возобновиться лишь при солидных инвестициях, и глубокой модернизации экономики. В нынешней политической ситуации, при растущей коррупции и недееспособных судов, это невозможно. Поэтому стагнация в России будет продолжаться еще несколько лет, уверен Замулин.